Жизнь Православной Церкви видят подчас как собрание красивых обрядов, своеобразный историко-культурный музей. Наверное, нет россиянина, который не слышал бы о святом Сергии Радонежском или Казанской иконе Божией Матери. Но жития святых, чудеса от икон воспринимаются как "преданья старины глубокой" и приукрашенные легенды. А ведь это совсем не так. Святая Русь жива и сегодня! И в наши дни даже в пределах одной, например, Санкт-Петербургской епархии чудесным образом являются, обновляются и мироточат иконы, святые вразумляют и спасают людей, их мощи даруют исцеления. Со всего света прибывает народ, чтобы помолиться Блаженной Ксении и Батюшке Иоанну Кронштадтскому. Как и прежде, по молитвам и заступничеству этих святых угодников совершаются дивные чудеса.
В петербургской земле упокоились и другие избранники Божии, праведники и подвижники. Не все еще канонизированы, но народное почитание и чудотворения говорят об их несомненной святости. Тянется ручеек паломников к могилкам блаженной Матренушки-Босоножки (ее мощи обретены 6 мая 1995 г.) рядом с подворьем Зеленецкого монастыря; исповедника Православия Илариона (Троицкого) на кладбище Новодевичьего монастыря; блаженного Матфея, схиигумении матушки Ангелины на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; священномученика протоиерея Петра Скипетрова на Тихвинском кладбище лавры; схимонахини новомученицы Марии Гатчинской, блаженных Анны и Ирины, старца Иоанна и сорока священномучеников на Смоленском кладбище; архимандрита Вонифатия (известного как инок Владимир) на Иоанно-Богословском кладбище. Тысячи верующих молитвенно взывают к преподобному Серафиму Вырицкому, прозорливому чудотворцу, покоящемуся возле Казанской церкви в поселке Вырица под Петербургом.
В нашем городе много и святых чудотворных икон, почитаемых всем православным миром. Назовем лишь некоторые: образ Матери Божией "Всех скорбящих Радосте" в Спасо-Преображенском соборе, "Скоропослушница" в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, икона Николая Чудотворца в Никольском соборе, Казанская - в Князь-Владимирском соборе, "Всех скорбящих Радосте (с грошиками)" в храме Пресвятой Троицы ("Кулич и Пасха").
"Церковь смотрит на икону не просто как на живописную иллюстрацию к повествованиям Священного Писания, но как на особую форму откровения Божественной реальности".
Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого "бесов отгоняти и вся недуги исцеляти". Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону".
Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего. "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, как ясные небесные звезды, рассеяны по всему православному миру и повсюду благоговейно чтутся православными христианами, как залог непрерывно продолжающегося от лет древних и доныне и являющегося в знамениях и чудесах материнского заступления Царицы Небесной у Престола Божия о верующих, - говорится в книге "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы". - По успении Своем Пресвятая Богородица <...> "не оставила мира", но всегда ходатайствует за верующих пред Сыном и Богом Своим".
"Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконой", - изрекла некогда Пречистая Дева о Своем образе, написанном евангелистом Лукой. Чудесно явленные Ею иконы становились знаком Богоматеринского присутствия. В видениях праведникам Царица Небесная часто как бы отождествляла Себя со Своим иконописным изображением. Об Иверском образе на Афоне Она говорила монахам: "Не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей... Пока Моя икона будет в Иверском монастыре - ничего не бойтесь, когда же изыду из монастыря - пусть каждый идет, куда знает". Старец Серафим Святогорец, направляя сестрам петербургского Новодевичьего монастыря список чудотворной иконы "Отрада и Утешение", обещал, что Владычица "Сама придет к вам Своею честною иконою". Поэтому чудесное получение, "приход" иконы - это, действительно, пришествие Самой Богородицы. Например, в Петербурге уже в наши дни монашеским общинам, возрождаемым или вновь основанным монастырям, подворьям, братствам, сестричествам и только что открытым храмам были посланы промыслительным стечением обстоятельств Богородичные иконы, которые затем нередко обновлялись и творили иные чудеса.
"Дом Пресвятой Богородицы" особенно богат чудотворными иконами, и Русь Православная с благодарностью чтит свою Небесную Покровительницу: многие русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы. Сколько раз избавляла Матерь Божия от опасностей и врагов наше Отечество, спасала православных от бед! И каждое явление Ее иконы сопровождалось рядом благодатных чудес.
"Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворною благоговейно чтить всегда справедливо и душеполезно, - наставляет нас святитель Московский Филарет. - Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу". Но почему некоторые иконы становятся чудотворными, а другие нет? На этот вопрос святитель Филарет отвечает: "Не знаю... Не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает свое действие чрез один ею избранный естественный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем...".
Но Владыка все же показывает многоразличные пути, которыми икона получает "качество чудотворности": если ее написал и молился перед нею святой человек (как евангелист Лука), ради молитв и веры избранников Божиих, или для подкрепления веры начальной и слабой, или "по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить и расположенных к добру на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу".
Св. Филарет Московский учит правильному отношению к иконе. Ведь "имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее <...> потому что пред всякою иконою <...> приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь". Но молитва перед некоторыми чудотворными иконами особенно благоуспешна "частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется... Посему неудивительно, что некоторые с особенным усердием и верою прибегают к какой-либо известной иконе Пресвятыя Богородицы. Только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице".
Наконец, приведем еще одну замечательную мысль Владыки Филарета касательно почитаемых изображений, вполне применимую к стране, городу или храму: "Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам".